История визуальных новелл. Часть 6. На пике популярности. Кризис жанра


image

Период с 2003 по 2009 год можно справедливо назвать лучшим в истории визуальных новелл. Они становятся известными, популярными в Японии, практически избавляясь от порнографической кармы прошлого. Все чаще появляются «All-age» версии, все чаще выходят аниме по мотивам новелл. За этот период на свет появились самые лучшие тайтлы, без которых сложно представить дальнейшее развитие этой индустрии.

Немаловажным подспорьем для возвышения жанра стал технологический рывок в компьютерной сфере. Изменились требования к качеству разработки. Если в 90-х для успеха новелле хватало одного сюжета и музыки, в нулевых обязательным стандартом стали высокачественный арт и озвучка перосонажей. Спрайты теперь должны были быть разнообразными и точно отражать эмоции. А повествование длиться многие часы, насыщенные выбором веток и концовок.

Убедительные хиты от студии «Key» — «Air» и «Kanon» — быстро устарели, потеряв свой шарм из-за слабого художественного исполнения. Прежде разработчики были ограничены объемами носителей, но с появлением DVD новеллы наконец получили возможность перешагнуть в HD разрешение. Многие компании стали добавлять поддержку широкоформатного изображения, кастомизацию интерфейса; анимировать героев, даже делать простейший лип-синк. Но ключевым звеном хорошей новеллы был и остается сюжет, герои.

Пройдемся теперь по каждому году, выделяя самые главные работы, оказавшие влияние на весь жанр. О некоторых вы уже читали в предыдущих главах, некоторые новеллы прочли непосредственно, о других безусловно слышали.

image

Первой стоит вспомнить серию «Sakura Taisen» от SEGA: впервые вышедшая в 1996 она просуществовала до 2005 года, удачно комбинируя любовный симулятор и меха-экшн.

image

В начале миллениума стартовала серия «Memories Off» от студии «Kid», сотворив одну из лучших новелл всех времен — «Ever17 -The Out of Infinity». Серия получила немало OVA и здравствовала аж до 2009. 

О додзинси-кружке «Type/Moon» и его дебюте, «Tsukhime», вы уже знаете,

image

но в 2000 также  вышла первая игра из серии «Canvas» студии «F&C». На английском ее пока не прочесть, но зато существует сносная аниме адапатация.

image

2002 год ознаменовался выходом «Da Capo», вершиной творчество компании «Circus», породившей впоследствии уйму спин-оффов и продолжений. 

image

2002 год также открыл миру талантливого автора Ryukishi07 из «7th Expansion» и плод его стараний — «Higurashi no Naku Kori ni». Ryukishi07, как и многие другие писатели, черпал вдохновение из сладко-горьких историй студии «Key», и позже помогал ей в разработке игры «Rewrite».

image

В том же 2002 появилась первая часть космической саги «Galaxy Angel» от «Broccoli». Параллельно ей было сделано аниме, которое многие до сих пор вспоминают с теплотой и усмешкой. Разумеется, это не первый опыт создания гибрида новеллы и рпг/стратегии/файтинга.

image

Уже имевшая солидную репутацию студия «Leaf» в 2002 порадовала публику visual novel/rpg «Utawarerumono». Это была первая эроге, где и читать и играть было одинаково захватывающе и удобно. Настолько, что новелла получила аж две аниме экранизации.

image

Другой гибрид от «Leaf» под названием «Tears to Tiara» был тривиальным гаремом, но внимание тоже завоевал.

image

В 2003 году молодая на тот момент компания «Nitroplus» произвела фурор со своей мрачной сказкой «Saya no Uta».

image

В 2003 взял начало сверх популярный франчайз «Muv-Luv» от компании «Age». Первые игры, невыразительные ромкомы, непостижимым образом переросли в эпохальное прозведение «Muv-Luv Alternative», крепко удерживающее первое место на сайте VNDB уже больше десятилетия. Продолжения в виде басен из «Total Eclipse» не имели такого резонанса, не говоря уже о слабосильных аниме.

image

Наконец, 2003 год порадовал сумасбродной и философской «Cross†Channel» авторства «Flying Shine».

Помимо однозначного Key-ского шедевра «Clannad» в 2004 громко заявили от себе Navel,

image

выпустив игру «Shuffle», где были удачно вплетены фентезийные элементы в поднадоевшую школьную рутину.

image

В 2005 торжествовала студия»Overlook» со своей оригинальной новеллой «School Days», которая благодаря плавной анимации фактически походила на итерактивное аниме. Впрочем, куда более большую «славу» заслужило невероятное количество плохих концовок. Аниме по мотивам зкслужило похвалу от критиков, за исключением финального эпизода, настолько жестокого, что некоторые каналы просто не показали его, включив вместо плывущий кораблик.

image

Нельзя не отметить также сильный сценарий игры от «Akabe Soft2» — «Sharin no Kuni, Himawari no Shoujo», изменившей подход к типичным юношеским темам,

image

а также меланхоличную «Symphonic Rain», предложившую игрокам буквально играть музыкальные партии на клавиатуре.

image

Наконец в 2005 вышла пока что самая удачная полуcтратегия полуновелла из долгоживущего цикла «Sengoku Rance».

А из давней компании %Arkham Products» отбилось несколько сотрудников, создавший «Eshully»,

image

вскоре ставшую знаменитой благодаря успешному сериалу «Ikusi Megamo Zero».

image

В 2006 году стартовала первая из серий игр под заголовком «Ef» от Minori, соединяющая нетривиальную режиссуру и психологический подход к обычным любовным драмам.

image

В 2007 дебютировала компания «Minato Soft» с эроге «Kimi ga Aruji de Shitsuji ga Ore de», которая через года два вдохновит проект, с которым разработчики надолго покорят внимание фанатов жанра — серия образцовых бойцовых комедий —

image

«Maji de Watashi ni Koi Shinasai».

Хоть 2007 прошел в тени очередного свершения Key

image

под названием «Little Basters!», важно упомянуть и псевдо историческую новеллу со стратегическими элементами —

image

«Koihime Musou» от Baseson. Это персказ классического произведения востока — «Romance of the Three Kingdoms», только все перонажи в нем стали девушками.

image

В 2008 вновь показала зубы студия «Akabe Soft 2», завоевав сердыа поклонников душераздирающей «G-senjou no Maou».

image

Серьезный тон поддержала студия «Innocent Grey» со своим хоррор детективом «Kara no Shoujo».

Это далеко не все новеллы, получившие признание, были и другие, но языковый барьер мешает нам оценить их по достоинству.

Как бы то ни было, но райской жизни разработчикам эроге в 2008 пришел конец. Финансовый кризис затронул всю экономику Японии, в том числе и рынок игр. В скором времени на ПК не осталось ничего кроме эроге и онлайновных ролевок. Падение продаж консолей также негативно отразилось на развитии жанра визуальных новелл. Получать тройную прибыль на разных платформах как раньше уже было невозможно. Свою ложку догтя подливало и пиратство, и высокие цены на игры.

Вместе с продажами, упало качество. И тем не менее в период затяжного кризиса, разработчики смогли порадовать нас многими проектами. В 2009 вышли:

image

Steins;Gate,

image

Hoshizora no Memoria -Wish upon a Shooting Star,

image

Coμ — Kuroi Ryuu to Yasashii Oukoku,

image

Baldr Sky Dive2 “Recordare”.

В целом стагнация рынка новелл продолжалась аж до выхода

image

image

«Grisaia no Kajitsu» и «Rewrite». Они не только были коммерчески успешными, но также возродили угасающий интерес к визуальным новеллам.

Сокращающийся рынок ПК немного подкосил таланты; по-прежнему ведутся споры о технологическом тупике,  в котором находится жанр, но игры продолжают выходить с завидной регулярностью и еще долго будут радовать поклонников. В Японии точно. А что до других стран, мы поговорим в следующей части.

Конец шестой серии.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s