Как правильно бегать? Глава 2


Начало истории смотрите здесь

Для начинающего бегуна очень важен правильный настрой. Уверенность и непоколебимость, особенно на первых порах, когда легко сложить руки и пасть жертвой лени. Меня к занятием спорту подтолкнул дурацкий спор и уязвленное самолюбие, вам же потребуется найти свой личный стартер, который позволит разогнаться и не останавливаться на полпути к финишу.

Что это может быть? Да что угодно, лишь бы оно выгоняло вас на улицу, на беговую дорожку, в лес, поле, пляжную зону. Может, вы дадите обещание родственникам. Поклянетесь на Библии. Или подпишете контракт с неустойкой, заручитесь поддержкой какого-нибудь знаменитого и состоятельного, да просто заведете собаку, требующую выгула — это первый и важный шаг, поиск мотива. Без целеустремленности в космос не улетишь и марафонцем не станешь. Даже ежик превращается в летчика при правильном пинке. А человек может расправить крылья…

Говоря задним числом, я, конечно, понимаю, насколько нелегко враз перестроится, изменить что-то в устоявшемся порядке вещей. Бегать только ради собственного удовлетворения, при том, что искушений и соблазнов сегодня больше, чем можно вообразить. Когда под рукой смартфон, компьютер, телевизор — все это требует неусыпного внимания, а тратить время на выравнивание дорожного полотна надо еще захотеть. Желание — это основа. Без нее любое начинание обречено на крушение.

Однако одних жажды и настроения недостаточно для успешного марш-броска. Нужно еще составить план бега. Самая распространенная ошибка «желтых ротиков» — отсутствие такового и безрассудная мысль из разряда «Авось и так сойдет».

Как можно догадаться, на начальном этапе я тоже дал маху.

Первого июня 2009 года, когда я вышел из дома, примерно в 16:20, я считал себя могучим покорителем Эвереста, готовым совершить подвиг. Через семь с половиной минут я ползал на четвереньках в дорожной грязи, глотая пыль и выхаркивая наружу остатки жаркого. Мое дыхание частило, глаза слезились, тело ломало в дикой судороге, а в затуманенной голове постоянно крутился вопрос: «Что я сделал не так?».

У меня все в порядке было с желанием и возможностью. Я победил лень, я вышел на трек и побежал что есть мочи, так почему я лишь на несколько сот метров превысил свое предыдущее «достижение» во время соревновательной погони за докучливым приятелем? Профессиональный спортсмен тотчас найдет и покажет все те неверные шаги, которые я совершил перед пробежкой и во время нее. Но если подвести под ними черту и обобщить, то можно сказать одно — я не был готов. И физически, и психологически.

Взять хотя бы время, которое я выбрал для старта занятий. Почему именно 4 часа вечера? Потому что лето, светло, не так жарко — это логично. но что делать весной или осенью? Когда темнеет быстро? Собирался ли я бегать так долго? А как насчет места для бега? Выбрал ли я правильный и удобный маршрут? И что насчет обуви и одежды? А питания? Можно ли есть до бега? А после? И как часто, насколько энергично делать разминку? Как, черт возьми, вообще бегать? Сколько кругов, в каком положении держать тело, как правильно дышать…

Не один вопрос, а сотни начали жалить меня, заставляя пробудиться от сладкого наваждения, словно бы мне хватило одного молодого духа, чтобы носится по просторах, как раньше, в детстве. Тогда никто не следил за ритмом и прохожими, топтал траву, катался в грязи, скакал через открытые канализационные колодцы, не думая о еде и мышцах. Однако организм человека имеет свой лимит прочности: с каждый годом он опускается все ниже и ниже. В двенадцать лет можно не обращать внимание на количество съеденных кексов и раны на коленках. Но в зрелом возрасте шутить со здоровьем чревато крупными неприятностями. Даже если бегать рядом с травмпунктом.

Готовясь к пробежке, я не сделал ничего, чтобы реально приготовится к ней. Я также, как и раньше поел в обед, также повалялся возле монитора, болтаясь поплавком в сетевом море, также как раньше выкурил две или три сигареты на балконе, лениво провожая облака, и потом оделся в первый попавшийся спортивный костюм, не заботясь о том, насколько удобно в нем будет нарезать круги вокруг воображаемого центра. Центра чего? Района? Заправки? Продуктового ларька? Нет бы начертить маршрут движения — дудки.

Я открыл двери подъезда и сорвался с крыльца, выбирая движение наугад, планируя трясти свои телеса где-то полчаса, чтобы вернутся аккурат к любимому телесериалу.  Я почувствовал боль в правом ребре через сто метров. Через двести стал задыхаться. Через триста перестал чувствовать ноги. А еще через пятьдесят заплетающихся шагов я навернулся через выемку в асфальте и рухнул в придорожную канаву, издав настолько жалостливый вскрик, что его подхватили дворовые псы в соседних домах. Единственное, с чем мне повезло, так это с зеваками: на районе их оказалось немного, так как большинство окучивало в эти часы кабаки и дискотеки. Мой позор был виден только вечернему небу и несносным ласточкам.

Подобравшись кое-как на ноги и подобрав с травы остатки своей гордости, я вернулся обратно в свое логово, зализывать раны и завязывать узелки на память. Жизнь — сложная наука. Но любой опыт бесценный, если на его основе делаешь правильные выводы. Обрабатывая многочисленные ссадины и восполняя баланс электролитов в изможденном теле, я потихоньку начал осознавать, что дальнейший путь бегуна потребует от меня определенных жертв. Мне нужно было измениться. Изменить распорядок дня. Изменить подход к питанию. Изменить приоритеты.

Мне кажется, в это время раздумий и вынужденных перемен отсеивается наибольшие количество потенциальных бегунов. Люди, быть может, и хотят заниматься регулярно, эффективно и с пользой, но их останавливает страх перед неизбежными компромиссами. От чего-то придется отказаться, что-то урезать и о чем-то позабыть навсегда. Я говорю не только о питании или вредных привычках. Бег требует максимальной отдачи и максимальной концентрации. И без своевременных решений не получится добиться видимых результатов. Тогда он разочарует. А потеряв желание и настрой, вернуться будет практически невозможно.

Годы текут как река — дважды в нее не войти. Поэтому лучше пометить все нюансы загодя. Взять листочек и ручку или открыть заметки в телефоне, а потом по пунктам написать все, что нужно для удачного начала спортивной жизни. Следовать этому плану неукоснительно, в снег и дождь, вечером и утром, в компании и в одиночку. И бегать постоянно, день от дня, пока этот вид деятельности не станет таким же привычным, как чистка зубов.

Хотя теперь я-то знаю, что должно входить в список ответственного бегуна, но познал я все не сразу, не раз и не два набивая самые настоящие шишки. А пару раз едва не распрощался с окружающим миром. Но всему свое время. Пока что мой рассказ сделает небольшую паузу. Для пробежки, разумеется.

Продолжение следует…

 

Добавить комментарий

