Пещеризация


О времена, о нравы!

Принято считать, что рассуждать о счастливом прошлом позволено только старикам. Им уже ничего не надо доказывать, их уже ни в чем невозможно переубедить. Закостенелые тела, заплесневелые взгляды. Все мысли устремлены в прошлое, во времена, когда все было выше, проще и понятнее.

Хоть я даже близко не подхожу к понятию «старости» и едва переступил порог реальной зрелости, я частично понимаю ахи и вздохи старшего поколения, взирающего на новый мир с неприязнью.

Мне все-таки ужасно повезло закончить школу до начала интернет бума, социального помешательства и революции гаджетов. Не представляю, как бы я смог конкурировать с обладателями новомодных смартфонов и сколько друзей (читай, подписчиков в инстаграмме) у меня могло бы быть.

Сейчас я в том положении, когда могу жить один и обеспечивать себя самостоятельно. Мне не надо ни перед кем выплясывать (не считая мистера Босса и налоговую), все мои близкие люди воспринимают меня таким, какой я есть, иногда подтрунивая надо мной, но не унижая личности и достоинства. Мы росли и мужали практически вместе, познавая информационный век и одновременно развиваясь интеллектуально. Поэтому культурно и духовно мы равны, даже если не равны наши банковские счета.

А что делать молодежи, которая уже родилась в эпоху цифрового безумия? Как выжить в гибридной среде, где виртуальное сливается с реальным, где мнимые ценности, как то количество лайков или мегапикселей в фотокамере, определяют место человека? В мои школьные годы «крутыми» считались те, кто умел шутить, водить компании и были хороши собой. Невезучие сбивались в свои стаи и, в общем, у каждого имелся свой круг общения, которые ни с кем не пересекался. Случались, конечно, «межвидовые разборки», но большинство все-таки соблюдало негласный договор и не гадило, где попало.

Сегодня от чужой критики не скрыться. Все на виду: семья, дом, отношения, доход. Все секреты — на расстоянии одного клика. Впрочем, допуск дается только «привилегированным». Так появилась новая пирамида власти. С клетками. Выдумка Цукерберга превратила треть мира в зоопарк.

Как было раньше? Музыка, кино, книги — знание темы открывало новые возможности и автоматически расширяло круг знакомства. Сегодня важно не то, что ты знаешь, а то, как ты это оцениваешь. Общение уходит в онлайн и там, за файерволами и регистрациями, уже невозможно разглядеть настоящих людей, их искренние эмоции. Одну фальшь. Осталось только придумать новояз для… хотя постойте… уже поздно…

Мои рассуждения можно считать жалобой или даже лицемерием, учитывая, что я оглашаю их со страниц авторского блога. Но для меня последнее — это способ самовыражения, как картина для художника или песня для композитора. Творческие люди жаждут реализации. И самое главное, что они не разделяют людей, а дают альтернативу. Все, все, даже самые неумелые.

В то же время серость и убогость, заполонившая просторы Сети, строит стены. Повыше и потолще, чтобы никто не пролез в королевство избранных. На просторах битов и байтов родилась элита, так называемые элои, которые подобно заповеди Нила Геймана творят своего бога. Приносят ему жертвы и водят хороводы, а затем, пьяные от собственного величия, заползают обратно в свои крошечные пещерки-аккуанты и радуются очередному никчемному мему-событию.

Так что не спешите цокать на стариков. Сегодня мир движется так быстро, что стареешь буквально за считанные годы. И уже тебя, твой древний телефон и вышедший из моды костюм изобличают пальцами дети Нетфликса и Стима. Самое страшное, что им ничего противопоставить. Природные таланты потеряли свое значение.

Иногда хочется, чтобы всей планете хотя бы на пару дней отключили электричество. Хотелось бы посмотреть на хваленую высокоразвитую цивилизацию и на ее выдающихся представителей, не способных найти магазин без Гугл Мапс и верящих отзывами на ресторан больше, чем своего собственному вкусу. Не то чтобы «андроиды» делают нашу жизнь хуже. Но они делают нас инертными и зависимыми. Рабами, если говорить без купюр. А я не знаю ни одного рабовладельческого строя в истории, который бы выстоял перед вечностью.

Добавить комментарий

