Сплит


Перевести «Split» можно как «расщепленный», что характеризует форму, но не суть триллера авторства М.Найт Шьямалана, почитаемого мной, однако очень неровного режиссера со взлетами и затяжными падениями. Коммерчески успешный фильм, второй уже, после жуткого «Визита» показывает, что творческий застой индуса закончился, хотя до былой славы ему пока еще шагать и шагать.

Завязка, как всегда в творчестве Шяьмалана, проста и похожа на аперитив. Неизвестный (Джеймс МакЭвой) похищает трех старшеклассниц прямо на автостоянке и запирает в непонятных катакомбах. Он не требует выкуп, не пытается надругаться над пленницами, хотя и вещает что-то про пришествие «Зверя», для которого они послужат «священной пищей».

Очень быстро разъясняется, что преступник — личность неординарная, вернее, это совокупность личностей: их аж 23, делящих одно тело и выходящих «на свет» по очереди. Редчайшее психическое заболевание — не вымысел и имеет научный термин «диссоциативное расстройство идентичности». Множественные «личности» могут кардинально отличаться, вплоть до того, что у них будет разниться пол, возраст, национальность, характер, умственные способности, поведение.

Причем, часто другое Я не может вспомнить, что происходило, пока была активна другая личность. И наоборот, некоторые из них могут «кооперироваться» ради достижения каких-то целей. Ведь «раздвоение сознания» — это защитный механизм, реакция на негативные внешние обстоятельства, такие как насилие или угроза жизни. Хотя насчет последнего у экспертов мнения, пардон за подводку, тоже «расходятся» и в виду редкости подобных случаев, недостаточной доказательной базы, данный синдром нередко ставится под сомнение, в особенности необычные «способности», которые якобы проявляют пациенты, меняющие свои «личности» как перчатки.

«Пахнет героями комиксов…», — заподозрит внимательный киноман и будет в целом прав. Шьямалан в своей неспешной, основательной манере снимает свою версию появления «героев». И как мастер тонких интеллектуальных фильмов ужасов он начинает с антигероя. С двадцатью тремя масками — просто идеальный мим и имитатор, способный подстроиться под любую ситуацию. Единственный шанс победит этого «многоликого монстра» — найти его слабое место или наиболее уязвимую личность.

Действие проходит буквально в двух локациях (подвальное помещение и кабинет психотерапевта, которого посещает маньяк), но интрига наматывается в такой клубок, что до самой развязки кажется его не распутать без сторонний помощи. Шьямалан, как в свои лучшие годы, громогласным выстрелом (даже двумя) бьет точно в цель, отвечая почти на все вопросы в одном проницательном монологе злого гения, эдакого мистера Хайда. И тут вдруг понимаешь, что имел за честь лицезреть нечто большее, чем психологические игры в кота и мышь, что на самом деле фильм не про заложниц или про выживание, а про рождение. Перерождение добра и зла.

Удачного преображения не состоялось бы без участия в проекте МакЭвоя, который, как уже подметило немало обозревателей, изображает новую версию Энтони Перкинса из «Психо» Хичкока. Он делает роль негодяя и тюремщика более комичной, особенно когда проявляет «внутреннего ребенка» или «женскую методичность», но зато потом, когда приходит час самой страшной из его личностей, контраст поражает и пугает не на шутку. Режиссер усугубляет эффект ужаса и оцепенения, двигая камеру то слишком медленно, то скрывая самое отвратительное буквально в сантиметре от кадра.

Ранее я указал, что режиссер пока не достиг своего прошлого качественного уровня. В «Сплите» четко видно, с чем еще ему надо поработать. Например, сценарий. Хотя Шьямалану удается запутать нас и уже к середине картины беспомощно гадать, с чем мы имеем дело, с «Идентификацией» Мэнголда или «Быть Джоном Малковичем» Джонса, но зачем маньяку аж 23 личности, если нам показывают буквально четыре-пять, непонятно.  К актрисам тоже имеются вопросы: если восходящая звезда Аня Тейлор-Джой (смотри с ней «Ведьму» и «Моргана») восхищает своей отверженностью, то другие «пленницы» едва ли способны на что-то большое, чем занятие в школьном актерском кружке. Наконец, финал или послесловие Шьмалана с одним знаменитым камео и жирным намеком на продолжение — это очень непрактичный ход, унижающий вполне себе самостоятельный фильм.

Но смотреть «Сплит», без сомнения, стоит, может, даже два раза. Как в «Шестом чувстве» некоторые детали и нюансы чувствуются только при повторном наблюдении, когда напряжение уходит и разум освобождается от зрительского бремени. Главное — берегитесь спойлеров. Для таких триллеров это смерти подобно.

 

Оставьте комментарий