Нерв


Перефразируя известную поговорку: «Фейсбука бояться — в Интернет не ходить». Кино Генри Джуста и Ариэля Шульмана тоже о страхе, но не перед социальными сетями, как явлением, а людьми, которые их населяют. О да, люди — самое страшное, что вам может встретиться на просторах цифрового мира. От них никогда не знаешь, что ожидать.

Старшеклассница Ви (Эмма Робертс) очень хочет вырваться из под опеки черечур заботливой мамаши. Поступить, например, в художественный колледж и уехать учиться в другой город. Кто знает, возможно, там она не будет тенью своего погибшего и более популярного брата, и сможет найти себе подруг, который не используют ее в корыстных целях. Может, она даже с интересным парнем познакомится.

Желания у Ви есть, но ее сковывает страх. Чтобы избавиться от него и почувствовать себя более раскованно, девушка решает принять участие в онлайн-игре «Нерв», где, выполняя условия зрителей (и подписчиков), можно неплохо подзаработать. Анонимы в сети проверяют участников «на слабо». Победитель получает все. Проигравший или пожелавший выйти из игры теряет накопленное.

В первом же задании Ви несказанно везет. Она должна поцеловать «незнакомца», и он — о, девичье чудо — оказывается рослым красавчиком на мотоцикле. Полвека эмансипации, а верхом мечтания девочек-подростков остается «ковбой на лошади». На «железной» теперь уже. Зато Йен подкован технически и тоже участвует в «Нерве». С таким напарником по плечу любые вызовы. Или все-таки есть предел наивной глупости?

Честно сказать, я не ожидал от кино морального прорыва, но оно приятно удивило правильно расставленными акцентами. Ежедневно мы наталкиваемся на новости о детях, оказавшихся в нервном срыве из-за недостатка «лайков», о затравленных школьниках, доведенных до самоубийства, о сорвиголовах, снимавших селфи в опасных местах и свалившихся в пропасть. Постепенно параллельный мир вытесняет настоящий и смартфон становится не просто атрибутом информационной эры, а настоящим шнуром, вяжущим его владельца по рукам и ногам.

Без профиля — ты призрак. Но с ним — пленник. В этом смысле выдуманная в рамках фильма и одноименного романа дурман-игра «Нерв» — не просто возможный слепок будущего, а сбывшееся пророчество. Только люди рискуют жизнью не столько ради денег, сколько ради славы, признания, самовыражения. Ви поначалу чувствует, что участие в проекте дает ей свободу и решимость, о которой она мечтала, но быстро понимает, что это все — иллюзия, еще один вид коллективного помешательства.

Ставки растут постоянно. Когда толпа голодна, ей нужно все больше и больше пищи. Дефиле в нижнем белье по одежному бутику или проезд вслепую по магистрали на байке — этого уже недостаточно. Она, Йен и многие другие шальные личности попадают в прямую зависимость от пожеланий невидимой публики, которая как плебс во время гладиаторских поединков, возвещает о своем мнении знаменитым жестом. Технологии изменились, а нравы все те же. Мы — армия зверей, застывшая у экранов в ожидании первой крови.

Но если с идейной частью у фильма все неплохо, с художественной точки зрения дела пошли ни шатко ни валко. Сценаристы неплохо разобрались в увлечениях молодежи, не скрыв в тумане логотипы Google или Instagram, но когда дело дошло до технических деталей и хакерской работы, в ход опять пошли обросшие сединой стереотипы из 80-х. Да и вообще, объяснение работы серверной части «Нерва», попытка его Ддоса и уход во второй части картины в романтическое приключение — это большущий и неоправданный реверанс в сторону юного поколения. Как будто оно не могло пережить, если бы с героями случилось нечто страшное. А ведь без минора урок заучен не будет.

Об актерах в подобных фильмах принято либо говорить, либо молчать. Скажу лишь несколько слов: племянница Джулии Робертс «засиделась» в школьном амплуа, а младшему брату Франко надо перестать копировать старшего. Дуэт у них слишком приторный, как будто они снимались для глянца, а не для социальной антиутопии локального масштаба.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s