Прочь


Как-то совершенно не удивляет, что громче всех о «засилье темнокожих» на экранах кричат именно белые люди. Им-то не понять, что такое четыреста лет рабства. Апологеты равноправия тоже нередко перегибают палку в своем напоре «искупить вину» поколений за ужасные события прошлого. Наибольшего уважения заслуживают в первую очередь те, кто не идут на поводу у масс и закладывает потайной смысл, послание между строк и кадров для тех, кто умеет думать не только свой пятой точкой.

Джордан Пил удачно дебютирует со своим триллером «Прочь», зарабатывая как симпатии критиков, так и существенное количество денежных знаков. Комедиант в обычной жизни он хорошо знаком с реалиями американской нации и о том, как трансформировалась нынче сама идея расовой нетерпимости. Молодой режиссер отказался от прямой морали и натуралистичности съемки, выбрав более-менее безопасный жанр «психологического ужастика». И не прогадал.

«Прочь» — это остросоциальная лента, которая ни разу в кадре не говорит, что быть «черным» — это грех, но выставляет цепь сюжетных событий таким образом, что ничего кроме презрения к белым испытывать невозможно. Пил обходится без манипуляций и в разрешающем акте меняет перспективу и саму идею, с которой он носился почти весь фильм. За этот финт режиссеру, темнокожему, женатому на белой женщине, можно простить затянутость и героя-интроверта.

Если ограничиться описанием картины, то оно выглядит таким образом: чернокожий парень Крис едет знакомиться к родителям своей белой подружки Роуз, богатым нейрохирургу и психотерапевту, живущим в роскошном загородном имении, в лесной глуши. Кроме самих, радушных хозяев Крис также встречает довольно странную прислугу и испытывает на собственной шкуре зловещую стерильную атмосферу, сильно напоминающую оную из «Стэпфордских жен».

Свои подозрения робкий и скромный парень (сирота с талантом фотографа) высказывает приятелю-охраннику, присматривающего за его псом. Несмотря на клоунаду и «братский жаргон» этот толстячок еще сыграет в судье Криса свою важную роль. И не только он. У всех персонажей без исключения свои маски и то, что они скрывают за ними не понравится никому.

Вообще очень радует то, как режиссер Джордан Пил обходится со стереотипами, перетерпевшими метаморфозы, но продолжающими жить в глубинки, в душе каждого американца-империалиста. Он не пытается «вещать с броневика» или давить жалостью. Он берет на вооружение взгляды и жесты, ненавязчивые и неуловимые словесные тонкости и завихрения. То, как встречает, Криса полицейский, то, что он нем говорят гости зажиточного особняка, то, что он сам думает о реальности показывает, где на самом деле живет сегодня дискриминация. Не в телевизорах — в сердцах.

Самый важный поворотный момент фильма, когда раскрываются карты и Крис узнает тайну вежливого респектабельного семейства, становится ясно, что расовые проблемы для режиссера — только удобное основания для критики всего класса «неприкасаемых». Если забыть о цвете кожи, обо всех обстоятельствах и ложном гостеприимстве, вдруг понимаешь, что режиссер хотел на самом деле высказаться о трещине, разделяющей человеческие касты, которая не только не уменьшилась, а выросла до пропасти.

Техническая часть «Прочь» вопит о своей дешевизне. Особенно больно смотреть на «экшн», снятый с изяществом слона в посудной лавке. Однако отведено ему — всего лишь каких-то пять минут. Как показала история с «Астралом» и «Не дыши» для хорошего кино деньги — не помеха. Саспенс весомее кульминации. Будет интересно посмотреть, что сможет сделать Джордан Пил, когда ему в «подчинении» выдадут актеров рангов повыше, а карман пошире.

 

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s