Бегущий в лабиринте (дилогия)


Знала ли Стефани Майерс, какой театр она закрутит, сочиняя свою вампирскую сагу? А Джоан Роулинг? Сьюзан Коллинс? Рик Риордан? Новое столетие должно было по всем прогнозам похоронить молодежные книги, а вместо этого именно бестселлеры для юношества стали локомотивом развлекательной литературы. И второй стороной фантастического жанра в кино. Первой, как известно, целиком и полностью владеют герои комиксов.

Феноменальный успех «Сумерек» породил гору подражателей и последователей. «Гостья», «Пятая волна», трилогия «Дивергент», «Город костей», «Я, номер четыре»… сколько их было, а сколько еще на подходе? Пускай провальные запуски для большинства франшиз остудили горячие головы «золотодобытчиков» от кино индустрии, молодежное направление не забыто и продолжает истязаться новыми попытками. Два фильма из цикла Джеймса Дашнера о «Бегущем в лабиринте» — не самые худшие из них.

Писатель в своих романах симбиотическим путем связал вместе «дух приключения» и «антиутопию», а также добился такого построения сюжета, что он преподносит сюрпризы вплоть до финальной сцены. Таким образом читатель (а затем и зритель) постоянно находится на взводе, не зная, чем завершится очередной акт, какие еще секреты проявятся из тьмы. Фантазии автору, конечно, не занимать, но его «объяснения действительности» часто заходят на территорию вымученного бреда, который подается под героическим соусом.

Начинается, однако, все очень перспективно. С квадратного пространства, окруженного гигантскими стенами, прозванного его обитателями Глейдом. Живут в нем лишь мальчишки школьного возраста, три года живут в относительном мире и благополучии, возделывая почву и подчиняясь незыблемым правилам: не выходить из Глейда и быть паинькой. Мало кто оспаривает указания, ведь за стенами убежища находится постоянно меняющийся лабиринт со страшными монстрами — гриверами.

Раз в месяц на поверхность через отверстие в земле на подъемнике прибывает новый «заключенный». Как и остальные он ничего не помнит и после быстрого вводного курса от «дедов», вливается в общину и начинает жить как положено. Однако с прибытием Томаса все меняется на корню. Невероятно любопытный парнишка с хрипотцой в голосе и блеском в глазах отказывается подчиняться принятому порядку и норовит выйти за стены, не взирая на угрозу для жизни.

Когда же Томасу удается совершить задуманное и познакомиться с минотав… то есть гривером, это нисколько не уменьшает его стремления найти выход из лабиринта. Даже с появлением девушки в мальчишечьем племени ничего в Томаса не меняется. Не подвержен он страстям земным, и все тут.

При всех достоинствах прозы Дашнера главный персонаж у него ничем не цепляет. Он практически безгрешный идол, которому ни по чем любая опасность и который всегда знает, что делать. В фильме идеализм Томаса достигает космических масштабов. Окружающие его люди, даже женского пола, просто массовка, блеющее стадо, которую пастух ведет то ли на убой, то ли к спасению.

Второй фильм из дилогии «Испытание огнем» знакомит мальчишек с реальностью за границами лабиринта, с реальностью, превратившей всю планету в жаркую пустошь. Кроме разбитого на враждующие фракции человечества по поверхности шатаются толпы «зараженных» людей, иначе говоря «зомби», бегающих не хуже олимпийский чемпионов. Быстро выясняется, что у ребят имеется ключ к спасению от «чудовищного вируса», так что удирать им приходится не только от монстров, но и от разумных останков цивилизации. Вообще, бегают герои практически все время. Бегают, кричат, карабкаются без остановки. Никакого личностного роста. И пролитые слезы на телами погибших ничего не меняют. Как в компьютерной игре важен лишь конечный результат.

Два фильма по два часа — это довольно много для любования пафосом и героизмом Томаса, но дельно снятые боевые сцены и множество запоминающихся панорам отдаленного будущего скрашивают бедность и немощность характеров выживших. Какое-то оживление могла бы внести в фильм любовная линия, но ее оборвали на полуслове и дискредитировали одной из самых позорных сцен предательства, которые я когда-либо видел. Что удивляться, если мотивы здешних «повелителей мух» с лупой не рассмотришь, настолько они мелкие и незначительные.

Если ответить однозначно, то смотреть «Бегущего а лабиринте» очень даже нужно. Фильмы в данном случае лучше и логичнее, чем книга, а после финальных титров не жалеешь о бесцельно проведенном времени. И на «молодежность» кино роптать тоже не стоит. Когда-то великий мэтр НФ Роберт Хайнлайн писал свои шедевры именно в этом стиле. И ничего, люди были в восторге. Призрак гения бродит и в творении Дашнера, но его не так просто заметить.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s