Чужой: Завет


Во мне жила вера, что после «Марсианина» Ридли Скотт вернулся в былую форму и справится с непростой ролью «возродителя» жесткой НФ в кино. Даже неудачный «Прометей» не мешал мне цепляться за надежду до последнего. Великая серия, с которой Ридли начинал карьеру, не могла быть похороненной навечно. Но после увиденного я могу сказать, что в новые «Чужие» — это не «Завет», а настоящие «Завещание» безвременно погибшего.

В очередной раз виновником оказывается идиотский сценарий. К технической части претензий никаких. Ридли Скотт за сорок лет уже настолько набил руку, что может руководить съемками закрытыми глазами и все равно на выходе будет получаться триумфальное графическое полотно, в котором не найти изъяны. Да, рисовать миры режиссер умеет, но вот строить их самостоятельно, без литературного фундамента, ему удается не всегда. По крайней мере, в фантастике. Снял бы Ридли свои эпохальные вещи без помощи Филиппа К. Дика и Энди Вейра?

Наверное, не стоило браться за «приквел» — такая мысль неоднократно приходит во время просмотра. У вселенной «Чужих», конечно, множество белых пятен, но это не значит, что необходимо лезть в прошлое, плодя при этом новые нестыковки и несоответствия. И если уже делать фильм-предысторию, то не пытаться коситься на первую часть, используя ее как копирку.

Но перейдем сначала к сюжету. Звездолет «Ковенант» (в переводе тот самый «завет») везет колонистов к отдаленной планете, однако после вспышки на близлежащей звезде он попадает под мощный поток излучения, что приводит к аварии на борту. Гибнет капитан корабля. Члены экипажа, досрочно выведенные андроидом Уолтером из криосна, должны произвести ремонт поврежденных систем, а также решить, что делать дальше.

В этот отрезок времени происходит самое интересное в фильме: нас знакомят с героями, конфликтами и мироустройством. Зритель уже предвкушает, как разноречивые эмоции будут влиять на космический полет, но тут звездолет перехватывает сигнал с расположенной поблизости планеты. И не какой-нибудь SOS, а самую настоящую кантри-песню. До места назначения экипажу и 2000 колонистам в капсулах лететь еще семь лет, а источник радиосигнала находится в каких-то двух неделях лета. К черту профессионализм, неплохо бы проверить новый мир на предмет пригодности к жизни. Увы и ах, но попирать логикой ради чувств герои «Завету» будут вплоть до развязки.

«Прометей» был в свое время очень красивым фильмом, где говорили о жизни и смерти, но редко делали что-то осмысленное. За исключением пятиминутных отрезков в начале и конце фильма, где Нуми Рапас пыталась (неудачно) стать новой Рипли. Прямой сиквел «Прометея» делает все то же, но почти без экзистенциальных диалогов. А славу Рипли пытается заслужить уже Кэтрин Уотерстон, один из молодых офицеров «Ковенанта», две трети фильма плачущая, строящая глазки андроиду и наконец берущая в руки пушку ради противостояние с гадким монстром.

Когда Джеймс Камерон готовился снимать «Чужих» он преследовал две цели: не поломать, что работает и улучшить все остальное, не забыв про этом про людей — основных героев фантастической саги. В «Завете» главными героями становятся два синтета, Уолтер и знакомый нам по «Прометею» Девид. Старая и новая модель минут тридцать размышляют о природе бытия, творении, играют на дудочках и… целуются. Это могло бы показаться бредом, если бы не случилось на самом деле. Майкл Фассбендер — актер великий, но его тоже нужно заставлять работать. Простым увеличением его на единицу нельзя добиться увеличения самоотдачи.

О других персонажах сказать что-то сложно, так как они умирают быстрее, чем разучиваешь их имена. Условно фильм можно разделить на две части: до высадки на загадочную планету и после нее. Начальный этап атмосферой напоминает тех самых коронных «Чужих» из 80-х, а на земле все превращается в трешевый боевик в полутемной пещере с баснями синтетических людей. Смотреть не страшно, смотреть скучно. Даже сцены убийств несчастных колонистов, сделанные на высшем уровне технического мастерства, не вызывают никакого эффекта. Ради кого переживать?

А что же главная достопримечательность всей эпопеи — ксеноморф? Он тут есть и не один. Несколько форм, одна даже белого цвета. Но из противника, достойного сражения, он превратился в безмозглую тварь, которую аж до самого завершения экспедиции прячут по углам и закоулкам. Когда фильм (на минутку!) 1979 года пугает больше, чем фильм 2017 года это многое говорит, как таланте исполнителей, так и о подходе к делу. Идейный фан-сервис — это, конечно, замечательно, но чтобы претендовать на уровень культовой классики надо еще иметь и трезвый рассудок. А не только желание заработать.

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s