Воины света


Так повелось, что у людей под влиянием культуры и масс-медиа сложилось двоякое отношение к вампирам. Одни видят в созданиях ночи презренных кровососов, которые мечтают о мировом господстве и превращению всего человечества в скот, а другие восторгаются мрачной элегантностью бессмертных могущественных созданий, которым не страшны болезни и старость. Кинематографисты отвечают двум видениям своими проектами: кто-то снимает апокалипсис («Штамм»), а кто-то романтическую мелодраму («Сумерки»).

Фильм братьев Спириги — это что-то среднее межу антиутопией и элегией, при этом не стесняющийся кровавой жестокости и геройских символов. Главные персоны — не люди, а упыри, которые не утратили остатки гуманности и пытаются спасти мир от неминуемой гибели. Социальный аспект в фантастической картине даже более важен, чем сражение между светом и тьмой. Мы заглядываем за мрачный занавес победившей ночи и ищем там ответы на вопросы о вечном.

Каково на вид вампирское общество будущего? Глобальный катаклизм превратил большинство населения в отпрысков Носферату. Привычные моральные дилеммы отошли на второй план, как и часть волнения. Люди больше не дряхлеют и им не страшны обычные раны, правда, им приходится прятаться от солнца и беречь сердце от колышков, но в основном цивилизация не очень изменилась: всеми по-прежнему двигает жажда наживы. Да и просто жажда, ведь кровь теперь — универсальный и единственный ресурс для существования «высшей расы». Без нее особи быстро деградируют, превращаясь в химеру с крыльями, ведомую не разумом, а голодом.

Учитывая размеры вампирского сословия, можно понять, что настоящие смертные очень быстро оказываются на грани исчезновения. Это примерно, как со многими видами животных (слоны, тигры, киты), которых сегодня едва можно насчитать несколько тысяч. Но если без «Красной книги» прожить землянам реально, вампирам не обойтись без «красного нектара». Как восполнить нехватку, когда спрос превышает предложение? Создавать, как не жутко это звучит, кровавые фермы? Привлекать армию для поиска выживших? Нет, надо искать заменитель, а охоту на последних представителей Адама и Евы можно оставить в качестве дорогого эксклюзивного развлечения для власть имущих.

Герой фильма, ученый-гематолог Эдвард Далтон в ведущей вампирской корпорации, денно и нощно трудится над синтетической кровью. Он ненавидит то, во что превратился, и мечтает, что после создания кровезаменителя у человеческой расы наконец появится шанс на спасение. Однако Эдвард должен торопиться. Крови становится все меньше и меньше, все больше народа испытывает голод и теряет остатки разумности, бунтуя и нападая на себе подобных. Вампирские царство на грани колапса.

Неожиданная встреча с людьми-беженцами открывает для ученого новую перспективу. Он встречает Лионеля Кормака, бывшего вурдалака, которому единственному удалось пройти трансформацию и вернуть себе человеческое подобие. Вместе с ним и группкой отчаянных Эдвард предпринимает попытку повторить эксперимент на себе и оживить сердце, которую уже много лет, как перестало биться. Так получается, что результат его стараний оказывает невообразимый эффект на всех кровопивцев, в течении нескольких дней переворачивая мир вверх дном.

Самое ценное, что есть в «Воинах Света» — это высокий и качественный уровень проработки общества ночных обитателей. От плакатов, призывающих выслеживать людей, как крыс, от кафе и ресторанов, где вместо кофе подают разбавленный кровью напиток, от машин с тонированными стеклами и видеоуправлением до ведущих новостей с клыками, ожесточённо спорящих о том, нужно ли «окончательное решение вопроса» или нет. Без срока печальный Итан Хоук в несравненно изящном костюме идеально вписался в роль мучающего от чувства вины ученого.

При это братья Спириги, построив реалистичные декорации и разыграв масштабное представление с весьма ограниченным бюджетом, говорят не о гипотетическом «конце света», а об обществе безнравственного потребления, в котором мы живем сейчас. Мы, конечно, не вампиры физиологически, но мы также разделены хищными магнатами на скот и бессловесных рабов, не умеющих думать самостоятельно. Небьющееся неживое сердце — это прямая наводка на современность, где эмоции проиграли битву инстинктам.

Будучи фильмом неглупым, «Воины света» полностью отбивают свой «взрослый рейтинг», устраивая в финале такое побоище, что некоторые жанровые трешоделы умирает от зависти и отвращения. Но я только рукоплещу наглой смелости — лучшего пробуждения для самовлюблённых, погрязших в эгоизме мерзавцев и не придумаешь. За все нужно платить. Не каждый заслуживает безопасного солнечного тепла на своей коже.

Поделом им, ненасытным.

Оставьте комментарий